Публикации

Президиум СПБ обсудил на июньском заседании ситуацию вокруг решения Конференции МОТ

Июньское заседание президиума СПБ прошло в расширенном составе, так как тема обсуждения результатов отчета правительства в МОТ по Конвенции 87, решение по этому отчету Комитета по нормам МОТ и комментарий решения со стороны руководства БКДП вызвало бурю эмоций и вопросов.

Наибольшее внимание было уделено двум темам:

- Почему не применён параграф 33, а в восьмой раз внесли в спецпараграф с замечаниями, которые никто не собирается выполнять? Уже прошло 17 лет как не выполнены рекомендации МОТ 2005 года. Министр Костевич понятно сказала, что ничего выполнять не будет. Поэтому решение МКТ члены СПБ встретили с большой долей скептицизма и разочарования в эффективности этой структуры. Применение спецпараграфа уже в 8-й раз говорит само за себя. С нашим правительством это не работает.

-Также непонятно то, с каким удовлетворением это решение было воспринято руководством БКДП. Более того, Александр Ярошук выступил в соцсетях с заявлением, что спецпараграф для беларуского правительства получен по инициативе БКДП и был целью его участия в конференции. Члены СПБ ждали от него более эффективной работы.

Отвечать на вопросы пришлось председателю СПБ Николаю Шараху, который также является по должности членом Совета БКДП.

По его словам, обсуждение вероятных результатов рассмотрения отчёта правительства в МОТ по конвенции 87 проводилось советом БКДП 2 июня в онлайн формате. Был обсужден и одобрен доклад, подготовленный для выступления на конференции МОТ председателем БКДП Александром Ярошуком. Доклад по времени должен был занимать не более 3 минут, но в нем были отражены все события и проблемы, как профсоюзов так и в целом всех граждан страны. На тот момент вообще было непонятно, какое будет решение МКТ, будет ли спецпараграф для Беларуси.

Для объективности, нужно сказать, что, для того чтобы оценить возможности принятия нужного нам решения на ежегодной Международной конференции труда (МКТ), нужно учитывать:

В МКТ принимают участие представители 187 стран-членов Международной Организации Труда.

Каждая страна-член МОТ может направить делегацию, в состав которой входят:

  • Два делегата от правительства
  • Один делегат от трудящихся
  • Один делегат от работодателей
На пленарном заседании Конференции каждый делегат имеет один голос. В состав делегаций входят также советники, но они не имеют права голоса.

Делегаты от трудящихся всегда выбираются из национальных профсоюзных центров, а делегатами от правительств в основном бывают министры труда. Главы государств или премьер-министры тоже посещают Конференцию. Международные организации присутствуют в качестве наблюдателей. Сторонников беларуского режима среди участников Конференции предостаточно.

Однако, при оценке работы МКТ нужно учитывать, что эта структура приняла максимум возможных с ее стороны мер в отношении беларуского правительства.

Применение 33 параграфа входит в компетенцию другой структуры МОТ – Административного совета.

Сам 33-й параграф Устава МОТ гласит следующее:

«Если какой-либо член Организации не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе вышеупомянутой комиссии(прим.ред.-комиссии по расследованию жалобы)или в решении Международного суда, то Административный совет может рекомендовать Конференции такие действия, какие он сочтет целесообразными для обеспечения выполнения этих рекомендаций».

Этот параграф применялся за всю более чем 100-летнюю историю МОТ только один раз в в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В этой стране было введено фактическое рабство, когда работников физически приковывали к станкам. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Беларусь по своей истории нарушений норм Конвенций МОТ, невыполнения рекомендаций, целиком подпадает под действие этого параграфа – в течение длительного срока с 2005 года не выполняются большинство рекомендаций Комиссии по расследованию. Из выступления министра труда Костевич на этой конференции можно было сделать вывод, что беларуское правительство не собирается их выполнять и в будущем.

Применение параграфа 33 исходя из практики уже как-бы подразумевает призыв со стороны МОТ ко введению санкций в отношении страны-нарушителя, хотя это и не сказано прямо в тексте, как один из вариантов воздействия на страну-нарушителя, но и не ограничивает МОТ в выборе иных инструментов.

В отношении Беларуси на время обсуждения решения в МОТ вопрос с санкциями уже был решён со стороны ЕС и Америки и на сегодняшний день они уже введены. Граждане Беларуси, проживающие на её территории, не могут призывать к введению санкций в отношении своей страны, т.к. за это уже прописана уголовная ответственность. Тем более профсоюзы, которые призваны защищать своих членов в социально-экономической и трудовой сферах. Нет сомнений, что экономические проблемы из-за санкций режим постарается максимально переложить на плечи работников, а для себя по прежнему будет получать подпитку из России, распределяя её также бременем экономического долга на будущие поколения беларусов. На восточного соседа пока никто санкций за поддержку режима не вводил.

Однако нам всем очевидно, что своим бездействием по выполнению рекомендаций МОТ в течение 17 лет, несменямое беларуское руководство 33-й параграф уже давно заслужило. Добиваться этого наказания для правительства были обязаны представители БКДП.

Очередное заседание Административного совета состоится через полгода. Кто знает, какая ситуация с правами профсоюзов в Беларуси будет к тому времени. Возможно, что основания для применения 33 параграфа Устава МОТ останутся актуальными и через полгода и он будет применен.

Принято решение пригласить руководство БКДП на июльское заседание Президиума СПБ чтобы задать свои вопросы.

Члены Президиума с удовлетворением восприняли информацию о создании ещё одной новой первички в этом месяце.
Профсоюз
Made on
Tilda