Публикации

ВЛИЯНИЕ РИМСКОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Для осознания всей важности и путей развития международного права, как средства создания государства устойчивого к внешним и внутренним проблемам, достаточно обратить внимание на то, что на протяжении всей свои истории, человек, проявляя свою биосоциальную природу, всегда хотел объединяться с другими людьми – от семьи к племени и, в перспективе, от полиса древних греков к мультикультурной и многонациональной империи римлян.
При этом, чтобы не повторить ошибок предков, необходимо вернуться к истории и анализу прошедших веков, поскольку нынешнее мировое сообщество отличается от простого союза государств движимых общими временными интересами. Это и есть одно из главных достижений человечества – путем эволюции всех сфер жизни человека, он анализировал опыт прошлых поколений и совершенствовал все аспекты жизни в том числе и правовую область.
Делая сначала из одиночных прецедентов полноценные нормы права и системы норм, а после из локальных соглашений государств полноценную самостоятельную правовую систему, которая регулирует отношения не отдельных людей, а целых государств, которая влияет на жизни уже не тысяч людей, а миллиардов. Можно сделать вывод, что уже только из этого международное право и его исследование никогда не могут потерять своей актуальности.
Исследуя развитие и эволюцию международного права, необходимо придерживаться мысли, что международное право в том или ином виде появляется уже в древности с образованием первичных государств. В науке существуют различные точки зрения о том, в какую эпоху возникло международное право. Исходя из предложенного выше тезиса, эпохой возникновения первичного международного права следует считать период древнего востока, ведь оттуда нам известны первые «международные» договора. И если с возникновением все относительно понятно, то дальнейшее исследование развития права нас приводит к первой точке качественного изменения международного права - Древнему Риму, чье культурное, в том числе правовое, наследие сыграла основополагающую роль в формировании западной (а, как следствие, и мировой) цивилизации.
Обращаясь к анализу правовых актов римского права, принимая во внимание развитую правовую систему, для начала необходимо обратить внимание на jus gentium – термин означающий так называемое «право народов», которое направлено на регулирование социальных отношений между включенными в состав Римской империи народами и соседними с ними, и оно значительно отличалось от jus quiritium – которое регулировало отношение уже именно между римскими гражданами. Это же «право народов» применялось при отношениях между италиками и другими народами. Понятно, что при все большем количестве контактов Римской империи с окружающими его народами применение jus gentium значительно учащалось с расширением империи, что приводило не только к формированию широкой правовой базы, но и к формальному использованию jus gentium в качестве первоначальной версии международного права, так как римляне часто требовали вести дела между союзными им народами с использованием римского права и на латыни в целях ускоренной романизации соседей.
Римский юрист Ульпиан, указывая на огромную роль «права народов», говорил: «Право народов – это то, которым пользуются народы человечества». Гермогиан добавлял, что «этим правом введена война, разделение народов, основание царств». Но наиболее подчеркивает интересующую нас сторону jus gentium как прообраза международного права Гай говорил: «то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы».
Рим обретя могущество, стал центром торговли известного тогда мира, «право народов» использовалось тем чаще, чем дальше раздвигались границы Рима вплоть до эдикта Каракаллы, который уровнял в правах всех жителей Римской империи, но к тому времени jus gentium созданное для восстановления пробелов основного права настолько широко стал использоваться, что на деле перенесло себя в jus quiritium через множество институтов и принципов, включая важный для современного международного права – критерий доброй совести bonae fidei.
Но ни в коем случае нельзя говорить, что jus gentium был неким римским аналогом международного права в нынешнем понимании, поскольку международное право разрабатывается на основе свободного волеизъявления равноправных государств, а не по воле одного из государств для всех окрестных, кроме того, современное предполагает равноправные нормы для всех субъектов, в отличие от более дифференцированных в jus gentium. Мы можем свободно с точностью говорить о постоянном развитии права под влиянием множества факторов, как внешних, так и внутренних.
Подводя итог всему вышеперечисленному, нужно понять, что именно в Римской империи был сформирован базис нынешнего международного права в современном виде, самые главные его институты. И стоит отметить главных героев сегодняшней темы, древнеримских юристов и философов, благодаря которым мы имеем современное право международных отношений, которое выполняет все поставленные перед ним задачи.

Made on
Tilda