Публикации

История законодательства ВКЛ

Изучение истории своей страны одна из важных обязанностей гражданина, но история - это не только войны и битвы, это в первую очередь история жизни людей. Для полноценной жизни общества требуется правовое регулирование, именно историю права одной из великих страниц нашей истории мы с вами и рассмотрим.
Великое Княжество Литовское имело полиэтничный характер. Политикоэкономическим центром государства стали белорусские земли и в основу его права было положено главным образом обычное право древних белорусских княжеств (Полоцкого, Витебского, Турово-Пинского, Новогрудского и др.)
Достаточно длительный период основным источником права Великого Княжества Литовского (далее – ВКЛ) оставалось обычное право, однако постепенно в процессе централизации государства складывается писаное общегосударственное (общеземское) законодательство. Уже с конца XIV ст. наблюдается всё более активная законодательная деятельность великих князей. Первые писаные нормативные акты, в которых постоянно подчеркивалось сохранение так называемой старины, состояли в основном из обычных норм.
В целом в правовом развитии Великого Княжества Литовского ученые несколько условно выделяют два основных периода – привилейный и статутный. Характерной особенностью первого периода является принятие отдельных нормативных актов в форме листов, грамот, привилеев и т.д. Под этими названиями до нашего времени дошли очень разные по характеру правовые документы - договорные, пожалованные, уставные, льготные, охранные, судебные и др., причем те из них, которые имели, несомненный законодательный характер, назывались чаще «листами» и «грамотами», если были написаны на старобелорусском языке, а также «привилеями» – при написании их на латинском языке. Современные ученые чаще применяют единое название этих актов – грамота или привилей.
С конца XV в. имевшее место законодательство стало не удовлетворять растущим потребностям государства, тем более, что был накоплен уже весьма значительный массив грамот, уставов, ухвал и др. В связи с этим на сеймах неоднократно поднимается вопрос о приведении его в систему. В начале XVI в. образуется кодификационная комиссия, состав которой точно неизвестен, однако в работе которой, по предположению некоторых ученых, принимал участие знаменитый белорусский мыслитель Франциск Скорина, имевший к этому времени степень не только доктора медицины, но и доктора права. Сопоставляя его теоретико-правовые воззрения и положения Статута, можно видеть, что многие его взгляды нашли отражение в Статуте. В пользу такого предположения может служить и тот факт, что правительство имело намерение издать Статут в Скорининской типографии. Борьба между группировками феодалов по проекту нового закона затянулась и обсуждение его было продолжено на последующих сеймах. Окончательно Статут принимается сеймом 29 сентября 1529 года.
По своему содержанию Статут фактически был первым в Европе систематизированным сводом законов, а не кодексом, как считали некоторые ученые. Он был написан на белорусском языке того времени. При его составлении впервые был решен ряд сложных теоретических и практических вопросов, в том числе относительно порядка расположения статей
Ученые отмечают, что Статут 1529 г. основывался на обычном праве и накопленном уже массиве писаного законодательства. Важным было то, что он включал конституционные нормы, в которых регламентировался суверенитет Княжества, определялись прерогативы великокняжеской власти (раздел), права и обязанности сословия шляхты, в том числе вопросы «обороны земской» (разделы I - III) и многое другое. Первый Статут внес значительный вклад в регламентацию деятельности органов государственной власти.
Введение в действие Статута 1529 года способствовало укреплению феодального правопорядка и знаменовало собой крупный шаг в развитии теории и практики правотворчества. Была определена граница между партикулярным средневековым правом и новым систематизированным законодательством
В ноябре 1551 г. великий князь Сигизмунд-Август в ответ на просьбы депутатов сейма и с согласия панов-рады создает комиссию из 10 человек (5 католиков и 5 православных). В подготовке проекта нового Статута участвовали многие должностные лица и ученые
С 1561 г. подготовленный проект Статута уже систематически обсуждается на сеймах. В Статуте 1566 г. нашли отражение вся глубина, разнообразие и противоречия социально-политической и экономической жизни государства. В связи со сложившейся исторически традицией унийных отношений с Польшей важным в новом своде законов было заявление, от имени великого князя, о суверенитете Великого Княжества Литовского. В нем повторялись положения Первого Статута о запрещении иностранцам (в первую очередь имелись в виду поляки) занимать должности, иметь чины, звания и земли в ВКЛ.
В связи с социально-экономическими и политическими изменениями в государстве, в том числе вызванными присоединением Подляшья и Украины к Польше и образованием Речи Посполитой, возникла необходимость в изменении законодательства. Образуется новая статутная комиссия во главе с канцлером Астафием Валовичем и подканцлером Львом Сапегой.
Новый свод законов ВКЛ имел не только более значительный объем (14 разделов, 488 статей), но и более совершенную систему расположения правого материала. Статут превосходил предыдущие законы шириной охвата регулирования общественных отношений. Ученые отмечают, что весь закон был проникнут идеей правового государства, о чем прежде всего свидетельствуют закрепленные им прогрессивные правовые принципы – суверенитет государства, разделение властей, ограничение власти государя, единство права, верховенство закона, равенство свободных людей перед законом (хотя сам закон регламентировал феодальные отношения), право каждого свободного человека на собственность, охрану жизни и здоровья и др В Статуте 1588 года была продолжена наметившаяся в предыдущих законах тенденция ограничения власти монарха
Следует особо подчеркнуть, что Статут сразу после принятия был напечатан типографским способом на белорусском языке, что делало его понятным и доступным для всего населения. Именно этим гордился Лев Сапега.
Положения и нормы Статута 1588 г. значительно повлияли на все последующее законодательство, нашли отражение в Конституции Речи Посполитой 1791 г., способствовали тому, что и через 200 лет после издания он считался одним из наиболее совершенных европейских законов, о чем говорил на сейме Речи Посполитой известный политический деятель Гуго Каллонтай
Статут 1588 года служил образцом систематизации законодательства для многих государств. Например, он использовался в Московском государстве в качестве одного из источников права при подготовке Соборного Уложения 1649 года, для чего был переведен на русский язык. Многие нормы Соборного Уложения были изложены под сильным влиянием Статута 1588 года. Юридическая ценность Статута 1588 г. была настолько значительной, что он продолжал действовать почти до половины ХIХ ст. на территории
Отмечая положительные черты Статута, не следует, конечно, забывать, что это был закон феодального государства, который прежде всего заботился о правах сословия шляхты. В условиях феодализма прогрессивные нормы и правовые принципы не могли быть реализованы относительно всех категорий населения. В целом же по своему уровню и правовой значимости Статуты являются историческими законами, стоящими в одном ряду с важнейшими европейскими памятниками права. После английской Великой Хартии Вольностей они явились крупным шагом в развитии европейского конституционализма. Кроме того, они стали действующими законами намного раньше, чем английский Билль о правах 1679 года. Для своего времени Статуты были достаточно совершенными законами, во многом ориентированными на будущее.
Made on
Tilda