Публикации

Конституция Республики Беларусь

Что такое Конституция – это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Историю Беларуси имеет специфический характер, мы получили первую европейскую конституцию 3 мая 1791 года, но к сожалению, не успели ею в полной мере воспользоваться. Следующая самостоятельная конституция нами была получена лишь в 1994 году, спустя более двух сот лет.
Но основной закон государства Республики Беларусь претерпевал множество изменений, с 1994 года изменилось многое, так давайте на конкретных примерах с вами разберемся, что же изменилось в нашей конституции.
В Конституции 1994 года говорилось: Беларусь является демократическим социальным правовым государством; закрепляется новая система государственных органов, основанная на принципе разделения властей; вводилась должность Президента; закреплялось многообразие политических институтов, идеологий и мнений; создавался Конституционный Суд; закреплялись права и свободы граждан; устанавливалось равенство государственной и частной форм собственности.
Верховный Совет Беларуси имел право принимать и изменять Конституцию, назначать выборы и референдумы, распускать местные Советы, объявлять войну, заключать мир, избирать высшие суды республики и т.д. Президент же объявлялся главой государства и возглавлял исполнительную власть, был наделён широкими полномочиями, имел право издавать указы и распоряжения. 
Первый референдум в истории Беларуси состоялся 14 мая 1995 года по инициативе президента Александра Григорьевича Лукашенко. Значимыми итогами референдума, являются принятие государственной символики РБ и придание русскому языку статус государственного, а президент получил право досрочно распускать Парламент, что отразилось и в Конституции. 
К 1996 году в Беларуси обострились противоречия между Парламентом и Президентом. Дабы урегулировать все вопросы, в августе того же года А. Г. Лукашенко предложил провести референдум. Он состоялся 24 ноября 1996 года. По итогам референдума: расширились полномочия Президента; вместо однопалатного парламента (Верховного Совета РБ) был учреждён двухпалатный парламент; изменён порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию; изменён порядок формирования Конституционного, Верховного, Высшего и Хозяйственного Судов; учреждался Комитет государственного контроля, подчинённый Президенту. Данные решения были отражены в Конституции РБ.
Президент РБ получил право назначать и увольнять с должности всех министров, ген. прокурора, судей и руководство Национального банка Республики. 
Третий в истории независимой Беларуси референдум проводился по инициативе президента 17 октября 2004 года. В отличие от предыдущих референдумов, на этом был поднят лишь один вопрос : «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». 
По итогам референдума из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться президентом более чем на два срока.
Кроме всего выше перечисленного следует упомянуть детальные отличия Конституции 1994 года от современной Конституции РБ на примере видоизменения некоторых статей. Например, Статья 7 Конституции 1994 года гласила: «Государство, всего его органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов». На данный же момент, в Конституции говориться, что принцип верховенства законов преобразовался в принцип верховенства «актов законодательства».
Также, в Статью 8 была введена новая норма, которая предоставляла возможность РБ на добровольной основе входить в международные образования и выходить из них. Кроме того, была видоизменена Статья 79, по которой номинальная должность главы государства стала реальной – Президент, а не Верховный Совет Республики является главой и гарантом высшего закона страны. В ходе изменения Статьи 101 Президент получил право издавать указы и декреты, имеющие силу реального закона. В нынешней Конституции утверждается «исполнительная вертикаль», в то время как в Конституции 1994 года все исполкомы решали вопросы местного назначения. 
Made on
Tilda